ХАРБАЛАХСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

8 аккырыыкка

Фото Немце-Петровского А.Ф. Снято в 1912 г.

Годы учебы в Вилюйской городской начальной (1913 г. высшей) школе.

1910 году Исидор Иванов (Барахов) поступает в Ви­люйскую городскую начальную школу, которая в 1913 году статус высшего начального училища. Так что по окончании в декабре 1914 года ему выдадут аттестат Вилюйского высшего начального училища, находящийся в подчинении Министерства народного просвещения. С 1911 по 1917 год школы округа курировал Кузьма Атласов — потомок знаменитого землепроходца Владимира Атласова, открывателя Камчатки.

В отчете училища за 1913 год говорится: «Вилюйское городское 4-классное, ныне высшее начальное училище, основано в 3-классном составе в 1907 три учителе-инспекторе В. П. Владыченко, почётном смотителе И. А. Расторгуеве, законоучителе протоиерее Винокурове, и.о. учителя С. С. Шацкине. В 1907—19085 учебном году училище за неимением собственного помещалось в доме купца Харитонова, с августа 5 года было перемещено в собственное деревянное здание, построенное на деньги, пожертвованные: вилюйским второй гильдии купцом Н. А. Расторгуевым, в вначале предназначено для детей мужского пола, но с первого января 1909 года с разрешения господина министра народного просвещения открыт приём в училище для девочек. С первого сентября 1912 года училище преобразовано в четырёхклассное, а с первого сентября отчётного года (1913) в высшее начальное».

Окончившие Вилюйское высшее начальное училище получали право на поступление без экзаменов в 5-й класс и гимназии, в 4-й класс реального училища, на первый курс учительской семинарии, фельдшерской школы, а также право поступать на казённую службу. В 1919 году стало гимназией. 11 августа 1920 года 4-классная гимназия была преобразована в 1-ю Вилюйскую единую трудовую школу 2-й ступени.

В годы учёбы Исидора в училище было 64 учащихся, из 50 мальчиков и, соответственно, 14 девочек. 50 процентов учеников составляли представители народа саха. В классе исидора было 13 человек: Степа Аржаков, Николай Бубякин, Дора Жиркова, Муся Потапова, Степан Гоголев и другие. Самый близкий друг Степан Аржаков.

Учителя И.Н. Барахова.

Пётр Хрисанфович Староватов (1873—1957), краевед, первый Герой Труда Якутии. Сначала работал учителем казачьей школы в Вилюйске.

Алексей Елисеевич Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй (1877-1926), основоположник якутской литературы, поэт, мыслитель. В Вилюйске преподавал математику и физику.

Семён Андреевич Новгородов (1892—1924), первый из народа саха учёный-лингвист, создатель первой якутской массовой письменности. В Вилюйске преподавал русский язык.

Марк Николаевич Жирков (1892—1951), первый профессиональный композитор Якутии. В 1912—1914 годах преподавал в Вилюйске музыку, руководил хором.

Из воспоминания М.Г.Потаповой-Габышевой: «Ребята больше всего ждут уроков краеведа Петра Хрисанфовича Староватова. До этого он много лет проработал в Чурапче и Сунтарах. Настоящий труженик, увлечён человек, который ради своего дела может забыть о еде и сне. Невольно заслушаешься, когда он рассказывает о красоте родной природы, её несметных богатствах. У Петра Хрисанфовича есть интересная привычка: он собирает утварь, предметы быта, обихода, останки древних животных и питц. Не оставляет без внимания и растения Якутского края, всякие камни, минералы. Русский, родившийся в Якутии, он уже давно стал здесь своим. И на якутском языке изъясняется так, что позавидуешь.

С каждым учитель держится ровно, одинаково. Он не выделяет и делает поблажек детям богатых. Зато всегда помочь бедняцким ребятишкам, поддержать их в трудную минуту».

Другим учителем, совсем ещё молодым Семёном Новгородовым, Исидор Барахов в качестве заведующего отделом пропаганды и агитации принимал деятельное участие в издании первых газет и журналов на якутском языке. Их общение продлится до скоропостижной кончины Новгородова в феврале 1924 года. Как первый председатель правительства автономной Якутии, Барахов будет оказывать всяческое содействие Новгородову.  

Со своим классным руководителем Алексеем Кулакововским Барахов также сложились очень близкие доверительные отношения. Они переписывались. Дружба учителя ученика особенно окрепла после того, как в 1920 году Алексей Елисеевич обратился к Исидору с просьбой помочь его старшему брату Ивану Елисеевичу Кулаковскому-Оонньуулаах Уйбаан, занимавшему должность главы Таттинского улуса, которого под надуманным предлогом бросили в тюрьму. Исидор Никифорович просьбу учителя уважил и принял самое деятельное участие в вызволении из неволи его брата. В мае 1920 года тяжелобольной и измождённый Иван Елиссеевич был освобождён и через год умер. Алексей Кулаковский этот поступок ученика, которому было всего 22 года, запомнил с благодарностью на всю оставшуюся жизнь.

Есть множество свидетельств того, что во время учебы в Вилюйском училище Исидор много и с упоением читал.  О том, какие книги входили в круг его интересов, можно судить и по весьма редким и интересным изданиям, представленным в музее. Кроме того, здесь с гордостью вам покажут запись об окончании Исидором училища с похвальным листом. Он получил аттестат 15 декабря 1914 годи, и там значились следующие оценки:

Русский язык — хорошо;

Арифметика и алгебра — хорошо;

Геометрия — хорошо;

География — отлично;

История — хорошо;

Природоведение и физика — хорошо;

Религия — хорошо;

Рисование и черчение — отлично;

Пение и физкультура — обучился.

Во время учёбы в училище молодой человек начин резко отдаляться от родителей. Об этом свидетельствует следующая автобиографическая запись: «После окончания школы в Верхневилюйске жизнь отдалила от родителей. На летние каникулы домой не ездил, так как работал посыльным в магазине у купца Н. А. Расторгуева. После окончания училища летом также работал у него. Осенью устроился в управу Верхневилюйска писарем. По совету политического ссыльного Алфера устроился писарем к земскому заседателю Ф. Корякину. Он пообещал, что возьмёт с собой при поездке в Якутск. Так что осенью 1915 года поступил в Учительскую семинарию города Якутска»[1].

Аттестат об окончании Вилюйского училища Исидор получил 15 декабря (28 декабря по старому стилю) 1914 года. И тогда же, видимо, состоялся судьбоносный разговор с отцом, во время которого юноша изъявил желание продолжить учёбу в Якутске. Это, надо полагать, Никифору не совсем понравилось — точнее, совсем не понравилось. Он был уверен — сын получил все необхо­димые знания, чтобы работать у уважаемого купца Растор­гуева, он уже готов стать наслежным писарем или продолжить отцовское дело. Но Исидор твёрдо решил продолжить образование. Начиналась взрослая жизнь. Ему было 17 лет. 18 февраля 1915 года (3 марта по новому стилю), не спрашивая и не советуясь ни с кем, юноша пишет прошение имя первого директора Якутской учительской семинарии Владимира Петровича Василевского.