ХАРБАЛАХСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

2 аккырыыкка

Исидор Никифорович Барахов – ученый-экономист.

Содержание:

  1. И.Н.Барахов и принятие бюджета Якутии.
  2. «Бюджет Якутии».
  3. «Улусные и наслежные бюджеты».
  4. «О значении кооперации в Якутии».
  5. «Якутские боны».

   Исидор Никифорович Барахов и принятие бюджета Якутии

Письмо И.Н. Барахова в Якутский обком РКП (б) о состоянии бюджета ЯАССР на 1923 – 1924 гг.

30 января 1924 г.

….

3. Исполнение бюджета

за квартал 1923 – 1924 бюджетного года.

            За октябрь, ноябрь и декабрь 1923 г. квартальный бюджет выполнен следующим образом:

 назначеновыполненопримечание
доходов41201 -80249007-58в числе взносов НКТП 179500 руб. 81 коп,; всего от НКТП должно быть поступление 22500 руб., остальные 45691 руб. получены от него в январе
расходов45087323957 -10 

Эти данные показывают, что наш бюджет на 80% держится на НКТП. Это в высшей степени ненормально.

4. Надежды на НКТП очень слабы

            Если НКТП за эти 4 месяца и за фактически 2 последних месяца (декабрь и январь) внес 225000 руб., то он это смог сделать только потому, что:

во – первых, с него брали натурой, по квитанциям НКФ;

во – вторых, благодаря выпуску бон. Иначе, сколько бы ни ругали его и ни возмущались, он был бы не в состоянии выполнить свои обязанности перед бюджетом.

            Данные об ежемесячных денежных выручках НКТП таковы:

октябрь – 25490 руб. 10 коп.

ноябрь – 25503 руб. 40 коп.

декабрь – 16562 руб. 00 коп.

Требуем мы от НКТП взносов в местный бюджет ежемесячно размере 41000 руб. кроме того, НКФ за январь по сельхозналогу от него требует наличными деньгами 36000 руб.

            Из приведенных выше данных об его ежемесячных выручках видно, что, если бы НКТП торговал только для местного бюджета, то и тогда он не может вносить в НКФ такую сумму, а затем более в январе, когда он целый месяц не торговал.

5. Перспективы

Предстоящее понижение цен ударит, прежде всего, по бюджету. Он понизит доходную часть бюджета и повысит реальную стоимость его расходной части. Кроме того, предстоят еще новые расходы, не предусмотренные бюджетов; сметная ссуда, усиление народных судов, открытие врачебных пунктов, административных и милицейских аппаратов на приисках и т.д. и т.п.

            В результате всего этого наш и без того нереальный бюджет окончательно потеряет всякий намек на реальность.

6. Что нужно сделать

            Нужны самые решительные и героические меры. Нужна твердая решимость наших работников развертывать свою работу по кардану. Необходимо, может быть, даже очень неотложные расходы сократить. В центре в силу железной необходимости закрывают школы, лечебниц также. Расширяемся и в отношении других.

            Нечего создавать иллюзии увеличения сети школ т т.т., когда мы не в состоянии их обеспечивать, и поэтому они вынуждены влачить жалкое существование.

Нужно твердо и открыто сознаться перед самим собой, что средства наши малы и что нужно «по одежке протягивать ножки».

            Короче говоря, необходимо дальнейшее сжатие бюджета, самое суровое сокращение расходов, как бы они необходимы ни были, если без них как – нибудь можно жить. Иного выхода нет. Надеяться на центр нельзя. Он сам живет на 50% ниже довоенного. Нужно рассчитываться на свои собственные силы и средства.

            К сведению, сообщаю следующие небезынтересные данные, характеризующие насколько, с одной стороны, нищета, а с другой, самая неграмотная расточительность. По бюджету на одну штатную единицу зарплата отпускается в среднем 65 руб., включая сюда все суточные, командировочные и т.д.  НКТП, в представленной им в Совнарком смете, зарплату с длиннейшим перечнем хвостов к ней в виде различных нагрузок, сверхурочных, наградных, командировочных, суточных, подъемных и т.т., и т.п. на одну штатную единицу исчисляет в 255 руб., т.е. на 350% выше бюджетной. За такие вещи необходимо его как следует одернуть.

Ис. Барахов

            НА РС(Я). Ф.50. Оп. 1. Д.5106. Л.29-32. Автограф.

Статья И.Н. Барахова «Бюджет Якутии».

            Во время обследования Борогонского улуса мною и тов. Пестуном были сделаны попытки составить бюджет якута по опросам самих якутов. Было взято среднее якутское хозяйство, имеющее 10 голов рогатого скота, 1 лошадь, 1/3 десятки  посева и 5 членов семьи: муж, жена, трое детей: 2, 5, 10 лет. Результаты получились следующие:

1. Доходная часть 
Масла по 30 фунтов на 4 коровы – 3 пуда по 14 руб.72 руб.
Молоко снятое (25 ц х 4) 100 ц по 75 коп75 руб.
Мяса 11 пудов по 4 руб.44 руб.
Потроха и головы4 руб.
Кожа и жилы6 руб 50 коп.
Сало4 руб. 50 коп.
Сена по 4 воза на 5 паев – 20 возов по 20 п. – 400 п. по 30 коп120 руб.
Хлеба (ячмень) при посеве 3 п. сам 6 – 18 п. по 2 руб.36 руб.
Рыбы (карасей мундушек, ершей) 5 п.5 руб.
Уток 15 шт., зайцев5 руб.
Соломы 2 воза 6 руб12 руб.
Разный случайный заработок и др. доходы5 руб
 Итого 589 руб.
2. Расходная часть 
I Пища: 
Масла 1 п.21 руб.
Молоко 100 п.75 руб.
Сала4 руб. 50 коп.
Мясо 4 п.16 руб.
Потроха и головы4 руб.
Хлеб 20 п. по 2 руб40 руб.
Рыбы, уток и зайцев10 руб
Чай кир. – 6 кир. по 3 руб18 руб.
Табак на 2 кур. х 6 ф. – 12 ф. по 50 коп6 руб.
Соль 20 ф. по 7 1/21 руб. 50 коп.
Спички 5 кор.25 коп.
Мыло 1 фунт1 руб.
 Всего: 200 руб. 25 коп.
II Одежда 
  
а) Отец: 1.5 пары белья11 арш. ситцу
Платки и др.2,5 арш. ситцу
1 пальто и штаны9 арш. трико или плису
½  шали или шарфа 1/4 б) Мать: 1 пара белья   9 арш. ситцу
1/2  гол. платка 1,5 9 арш. ситцу
Другие2 арш. ситцу
1/2  пальто на год2 ½  арш. трико
2 шали1/2  арш.
в) Дети: 2 лет1 арш. ситцу
5 лет 2 пар белья7 арш. ситцу
Пальто и штаны4 1/4  арш. трико
Всего 43 арш. ситцу по 50 коп21 руб. 50 коп
16 1/2  арш. трико по 80 коп13 руб. 20 коп.
2) Кожа и жилы6 руб. 50 коп
 41 руб. 20 коп

            …..

6. Налоги. Сельскохозяйственный и налог наслежный и улусные обложения 2 пуд. мяса по 4 руб. -8 руб.

7. Сена на 11 гол. голодный минимум 27 воз. по 6 руб. – 162 руб. 

8. На посев 3 п. – 6 руб. Всего – 432 руб. 45 коп. 

            Как мы видим, бюджет в своей расходной части самый скудный, граничащий с бедствием, и то он дает дефицит, которой покрывается, во 0первых, за счет сокращения одежды, когда большинство населения не в состоянии приобрести и того мизерного количества мануфактуры, одежды и белья, которые мы исчислили по бюджету, и одевается в звериную шкуру. То, что теперь якуты носят пальто и штаны из скотской кожи, есть результат дефицитности их хозяйства. Во – вторых, за счет сокращения пищи и др. потребностей: чай служит теперь для якута наиболее лакомым блюдом; крайняя нужда в табаке, и как результат всего этого, страшно развилось попрошайничество чая и табаку у каждого случайного попавшего к ним городского жителя. В- третьих, сокращают до предельного минимума собственное потребление мяса и масла, чтобы иметь возможность удовлетворить другие свои потребности, поэтому приходится признать, что если на рынке появляется в большом количестве мясо и масло, то это не те избытка населения, а наоборот, от нужды и бедствия.  В – четвертых, приходит в ветхость инвентарь и нет сил обновить его. В – пятых, сокращается потребление скота и размеры посевов. Дефицит сена покрывается камышом тальником и т.д. хроническим недоеданием скота, ведущим к его вырождению, измельчанию и т.д., и в – шестых, мизерное потребления мыла, спичек и др. совершенно выбрасываются из обихода якута и т.д. В семье якута, у которого мы были и который имел до одиннадцати голов скота, коробка спичек, отданная нами хозяйке, вызвала большую радость и длительные комментарии – реплики старухи, лежавшей на наре. Она сама с собой говорила, что частенько приходится бегать к соседям за 5 -7 верст, когда огонь на ночь случайно или по недосмотру потухнет в камине, и что эту коробку спичек необходимо бережно припрятать подальше в ящик, что и сделала хозяйская ночь.

            Автономная Якутия. – 1924. – 14 мая.     

Статья И.Н. Барахова « Улусные и наслежные бюджеты»

….

            Наслеги у улусы свои внутренние налоги исчисляли сами, без всякого вмешательства и контроля извне. Это была широчайшая демократия финансовой политики, какую только могла допустить царская Россия, в полной уверенности, что ничего плохого для нее из этого не выйдет, что верноподданская преданность тойонов вывезет

            Такие порядки вошли в быт населения и составляют укоренившееся среди него обычное право. Поэтому просто огульно запретить их нельзя. Кроме того, такое запрещение было бы целесообразно, если бы мы были в состоянии те расходы, которые покрываются улусными наслежными бюджетами, принять на общеякутский бюджет. Сделать это в ближайшее время мы не сможем.

            Обследование Борогонского и Дюпсюнского улусов показывает, что улусные бюджеты, при самом жестком сокращении, могут быть в среднем доведены до 6-7 тыс. руб., а наслежные – до 500 – 600 руб. По всей ЯАССР улусных, волостных и равных волостям  сельских единиц – 35, а наслегов и селений – 446.  Бюджеты их составят не менее 1/2  млн. руб. Действительные размеры существующих в данное время улусных и наслежных бюджетов значительно больше этого. Я беру лишь средние бюджеты, после возможных сокращений.

            …

Я пытался составить доходную часть для бюджета Борогонского улуса на будущий 1924- 1925 год. Получилось, что – то 1500 руб. Сюда входит 10% от сельхозналога, которые составляют очень мизерную сумму – 750 руб. остальные доходы, исчисленные мною очень гадательны.

            Обращаясь к неналоговым доходам, видим: предприятий (мельниц) и др.  нет и в помине, выморочных имуществ тоже нет, борогонцы и дюпсинцы имеют бывшие приточные земли, которые можно передать на эксплуатацию улусным исполкомам, доходы от них малы: около 100-200 руб. …

            По – видимому, придется найти еще другие выходы. Один из таких наиболее реальных и ощутимых выходов я вижу в том, чтобы предоставить улусам производить начислений на сельхозналог в пользу нужд наслегов и улусов приблизительно до 150- 200%, при чем размеры начислений для улусного бюджета должны определяться улусным исполнительным комитетом примерно в переделах до 50%, а на наслежные расходы самими наслежными советами и сходками, примерно до 100%, таким образом, на весь улус получим до 150%.

           Против этого серьезных возражений не может быть. Во – первых, принцип и центр тут ни причем. Своеобразные условия окраин центр не всегда в состоянии учесть; во – вторых, если мы этого не сделаем, то придется допустить, по – прежнему, местные бессистемные обложения, а это будет хуже, в – третьих, сохранится чрезвычайно важный и политически необходимый принцип единства налогов и единовременности их наложения и взыскания. Налоги будут накладываться раз, или когда надумается, как теперь; в – четвертых, сохранится и упорядочится принцип прогрессивности налогов, что не всегда соблюдается наслегами, которые доходят до установления подушных налогов, и в – пятых, это не будет особенно обременительно для населения. На текущий бюджетный год Борогонский улус имел налогов на 35261 руб., из них сельхозналог составляет около 75,65 руб. (21,5%). Начисления к сельхозналогу до 200% не составят и половины тех обложений, какие были в текущем году.

            Помимо всего этого, местные обложения, по – моему, неизбежны. Одним уездом их нельзя прекратить. Регулировать их можно путем особых, на каждый раз, разрешений окружных исполнительных комитетов, о которых последние периодически должны сообщать Наркомату для дальнейшего контроля и учета.

            Автономная Якутия. – 1924. – 25 мая.

Статья И.Н. Барахова «О значении кооперации в Якутии»

5 августа 1924 г.

            XIII съезд РКП обратил исключительное внимание на кооперацию, потому, что «в области экономики совершенно ясно, что наше дальнейшее продвижение к социалистическому хозяйству будет определяться двумя моментами: успехами развития крупной промышленности и успехами кооперирования населения».

            …

В связи с этим решением съезда не мешает остановиться в нескольких словах на роли кооперации Якутии. Недаром нашу республику мы наделяем эпитетом «социалистическая», наша конечная цель: создавать социалистическое хозяйство. Это известно всем, и под этим углом зрения приходится разрешать все основные хозяйственные вопросы.

Но создавать социалистическое хозяйство в такой мелкобуржуазной окраине, как наша Якутия, где почти сплошь все население состоит из мельчайших, обособленных друг от друга и до сего времени продолжающих дробиться (в известной мере по нашей же собственной вине) хозяйств мелких производителей – собственников, такая задача многим может показаться недостижимой. В такой стране осуществлять Советскую власть под руководством Коммунистической партии, этой боевой партии современного пролетариата эпохи финансового капитализма, это задача сама по себе неизменно грандиозная.

Съезд отмечает, что перед нами в деревне стоит двусторонняя задача «увеличение продукции сельского хозяйства» и, в то же время, «поддержка маломощным элементам деревни, в целях поднятия их хозяйств и  ограничения эксплуататорских тенденций кулака».

Ни чем иным, как этим противоречием объясняются все ваши споры зимою по земельным вопросам (о дробной норме, о трудовой аренде и т.д.).

Безусловно, основной задачей партии и теперь является увеличение продукции нашего обнищавшего середняка и увеличение его индивидуального и насквозь дефицитного хозяйства, размеры годового дохода которого граничит с бедствием.

Но в то же время, нашей конечной целью является обожествление сельского хозяйства, а одна из ближайших наших задач: помочь наследным беднякам, полухамначитам и хамначитам.

НЭП создает почву для укрепления роли тойоната в наслегах и улусах и для его социального усиления.

Как выйти из этого положения? Как решить эти трудности и, вместе с тем, приблизиться к осуществлению нашей конечной цели: к созданию социалистического хозяйства.

Съезд на это отвечает: «массовым ростом подлинной кооперации».

Кооперировать все населения Якутии – это  огромной важности историческая задача и, вместе с тем, прямая обязанность каждого коммуниста помогать содействовать и самому проводить эту работу.

Съезд подчеркивает, как один из основных недостатков кооперации: «увлечение коммерческим оборотом», т.е в отношении (в частности) к нашему Холбосу, уклон к пушномании в ущерб непосредственным интересам потребителей и кооперирования основной массы населения ЯАССР.

Нашим главнейшим лозунгом должно  быть: развивать все виды кооперации в наслегах и улусах, содействовать их возникновению, помочь беднякам участвовать в них и т.д. Все усилия высших органов власти ЯАССР, партии, комсомола и профсоюзов должны бить в одну точку: создавать, развивать и укреплять все виды кооперации.

Не нужно гоняться за количеством, говорит резолюция съезда, а нужно качественно улучшать первичные кооперативы, создавать устойчивые действительные кооперативы и начинать с малого. Съезд предостерегается от всякой нерасчетливой спешности, излишней регламентации, погони за нормой и за числом. «Партия будет содействовать даже самым простейшим объединениям», – говорит съезд в своей резолюции.

Таковы коренные задачи партии на долгие года.

Автономная Якутия. –  1924. – 5 августа.

ЯКУТСКИЕ БОНЫ (деньги).

В 1919 году правительством РСФСР были выпущены советские деньги.  Прежняя Якутская область была провозглашена Якутской АССР в первое время со значительными автономными правами. На нее распространилась денежная реформа 1922 – 1924 годов. Но оно шла постепенно и не в один день.  Новые общегосударственные  денежные знаки – червонцы, золотые и серебряные монеты нового советского чекана в Якутию поступали мало и с опозданием. Денежная реформа с заменой старых совзнаков в Якутии шла туго. Не хватало денег в червонном исчислении. Денежные знаки РСФСР 1922 и 1923 годов, несмотря на крупные номиналы до 25 тыс. рублей не имели реальной покупаемой силы. Нехватка товаров местного производства и завоза привели к спекуляции, дефициту. И это в 1922- 23 годах привело к неуправляемой суперинфляции. Наряду с обесценившимися совзнаками ходили бумажные червонцы в золотом исчислении по курсу царских денег.

Газета «Правда» от 29 ноября 1922 года писала: «из-за денег народный комиссариат финансов ЯАССР выпустил местные боны. Выпускаются они на сумму выделяемых кредитов на область и при поступлении денег в Якутию из центра будут собраны».

Вынужденно четыре раза были выпущены якутские деньги. Первые из них были отпечатаны за подписями Председателя Совета Народных Комиссаров ЯАССР И.Н. Барахова и наркома финансов Якутской АССР А.А.Семенова с приложением печати губисполкома.

Якутия, пользуясь автономными правами, выпустила следующие денежные знаки. На этот раз денежные знаки «боны» выпустили  Народный Комиссариат торговли и промышленности Якутской АССР  и республиканский потребсоюз «Холбос», а не Наркофин.  Объясняется это тем, что эти две организации были основными товародержателями, и они реально могли обеспечить свои деньги товарами, а также своими векселями. Они могли принимать свои деньги обратно, с населения, за оплату своих же товаров. В 1924 году они поступали в обращении дважды на общую сумму – 350 тысяч рублей. Просуществовали они 4 месяца. На лицевой стороне было написано: «Обеспечивается наличностью товаро – ценностей, находящихся на складах и в магазинах Якутского союза кооперативов «Холбос».

Самой отличительной особенностью денег Якутии 1924 г. было их червонное исчисление, следовательно, они были выпущены со словами «в золотых рублях». Таким образом, они вписывались в новые деньги СССР и ходили наравне с червонцами, золотыми и серебряными монетами.

Официальный курс совзнаков на новые деньги по телеграммам Шлейфера из Москвы А.А. Семенову стремительно катился вниз в сторону их обесценивания. Курсы их проводились ежедневно, причем курсы вечером были ниже, чем утром. Так 1 мая 1923 г. один червонец равнялся к 41 рублю 1923 г. Этот курс упал к 1 ноября 1923 г. до 700 рублей. В этих условиях кассы Наркомфина с 1 ноября 1923 г. переходят на червонное исчисление. Но червонцев в обращении не хватает и наступает денежный кризис – неравноценный дефицит. Товарно – денежное обращение приостанавливается. Тогда Президиум ЯЦИК и ЯСНК принимают постановление от 26 ноября о выпуске местных денег наравне с червонцами. Но это постановление реализуется не сразу и начинается волокита вокруг этого вопроса.

В этот вопрос вмешивается Москва М.К. Аммосов в это время ходит в Наркомфин из Госбанк по этим же вопросам. Он 26 января 1924 г. из Москвы в Наркомфин в Якутск сообщил телеграммой о том, что «Валютное управление Наркомфина» разъясняет: налоги, сборы можно принимать лишь золотом и банковским серебром… Решение СНК о выпуске бон остается в силе. Вышлите несколько экземпляров бон для представления валютному управлению».

Вскоре после этого 24 февраля 1924 г. СТО СССР под подписями  Л. Каменева и Л. Фотиевой (секретарь) постановлением указывает, что «безусловно воспрещается всем государственным, кооперативными и частным организациям, предприятиям и лицам выпуск без особого на то разрешения НКФ СССР каких бы то ни было денежных суррогатов». Это постановление не имело силы для запрета выпуска якутских бон, так как решение об их выпуске было принято до издания этой запретительной меры.